Летопись
Летопись
Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырьСвятыни
Святыни
Послушания
Послушания
Галерея
Галерея
Прямая трансляция
Прямая трансляция
Память св.блж.Ксении Петербуржской'Вверх по структуре / UpНазад / BackВерсия для печати / Print version

К числу лиц, действительно юродивых Христа ради, прошедших весь путь нравственного самосовершенствования и всецело посвятивших себя Богу, бесспорно, принадлежит также столь известная всем и глубоко чтимая подвижница 18 века Ксения Григорьевна Петрова, почивающая ныне на Смоленском кладбище в Петербурге. Блаженная Ксения родилась между 1719 н 1730 годами, свой спасительный подвиг она несла в Петербурге. К сожалению, не сохранилось сведений о том, кто она была по происхождению, кем были её родители, где она получала образование и воспитание. Мужем Ксении был певчий придворного хора Андрей Федорович Петров, служивший в звании полковника. О детство и юности блаженной ничего не известно, память народная со­хранила лишь то, что связано с началом подвига юродства Ксе­нии — внезапная смерть мужа, умершего без христианского приготовления.

Потрясенная этим страшным событием, 26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг— казаться безумною, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека — разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга Андрея. Смерть горячо любимого мужа показала Ксении, сколь непрочно и суетно земное счастье, служащее лишь помехой для достижения истинного счастья на небе, с Богом. Посему, дабы спасти своего мужа, Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания н богатства, раздав свое имущество бедным, и более того, от себя самой, она оставила свое имя н, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой жизненный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительного подвига любви к ближнему.

Своего желания казаться безумною Ксения достигла в день похорон мужа; когда Андрея Федоровича повезли на кладбище, блаженная одела на себя его одежду: камзол, кафтан. шта­ны н картуз и в таком костюме пошла провожать гроб супруга. Родственники мужа и знакомые Ксении весьма сожалели о ней. они думали, что смерть Андрея Федоровича внезапным горем помрачила сознание молодой овдовевшей жены. Ксения же. как потерявшая рассудок, утешала их, говоря: «Андрей Федорович не умер, — но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла. «Не зовите меня больше Ксения, но зовите меня Андреем Федоровичем». С такими словами Ксении стала скитаться по улицам Петербурга, сообщая всем, знавшим её, что «Ксеньюшка моя скончалась, и мирно почивает на кладбище, аз же грешный весь тут».

После смерти мужа овдовевшей Ксении отошло имущество Андрея Федоровича — дом, который он имел в приходе церкви апостола Матфея на Петербургской стороне. Часть этого дома снимала одна благочестивая христианка Параскева Антонова, хорошо знавшая Ксению и давно бывшая с нею в дружбе. Утешая после похорон «помрачившуюся умом» вдову, Параске­ва спросила, причитая: «Как же ты будешь жить теперь, матушка?» На это, начавшая свой подвиг юродства Ксения от­ветила: «Да что, ведь я похоронила свою Ксеньюшку, и мне теперь больше ничего не нужно. Дом я подарю тебе, только ты бедных даром жить пускай; вещи сегодня же раздам все, а деньги в церковь снесу, пусть молятся об упокоении души рабы Божией Ксении».

Тогда Параскева Антонова стала упрашивать Ксению не де­лать этою, ибо ей самой нужно будет на что-то жить и кормить­ся, но Ксения твердо отвечала: «Господь питает птиц небесных, а я не хуже птицы. Пусть воля Его будет».

Услышав о таком решении, Параскева из жалости о «повре­дившейся умом» вдове» обратилась к родственникам ее мужа Андрея Петрова с просьбой поспособствовать ей предотвратить Ксению от такого неразумного поступка. Родные мужа подали прошение начальству умершего Андрея Федоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. По причине этого Ксения была вызвана на соответствующее обсле­дование, которое заключило, что она совершенно здорова и ут­вердило за ней право распоряжаться своим имуществом как ей угодно.

После этого блаженная Ксения, вольная во всех своих дей­ствиях, раздала все принадлежавшее ей имение и в одном толь­ко мужнином костюме вышла на улицу на свое подвижническое странствие. Теперь какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Она в своем странном одеянии целыми днями бродила по Петербургской стороне по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея. Встречающимся зна­комым и обращающимся к ней по имени она с досадой говори­ла: «Ну какое вам дело до покойницы Ксении, она вам ничего худого не сделала».

После того, как мужнин камзол и кафтан Ксении истлели, она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых  ногах,  распухших  от  мороза,  носила  рваные башмаки. Многие  христиане предлагали   Ксении  теплую одежду,  обувь. милостыню.  Блаженная  же  ничего  не соглашалась  взять,  но неизменно одевалась либо в красную кофточку и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку.

Бродя целыми днями по грязным немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным не только для жителей Петербургской стороны, но и для местной полиции. Впоследствии за ней стали следить, и оказалось, что Ксения, не взирая на время года и погоду, уходила в поле, где молилась до утра, делая земные поклоны поочередно на все четыре стороны света.

В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, некто натаскивал на верх постройки много кирпичей. В результате расследования выяснилось, что этим неутомимым даровым работником была не кто иная, как блаженная Ксения.

Окружающие блаженную Ксению стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется какой-то глубокий смысл. Замечали, что если Ксения просила у кого чего-либо, то это было знаком грядущей невзгоды и беды для того, у кого спрошено, если же Ксения подавала кому-либо что-то, то полу­чателя в скором времени посещала внезапная радость. Позднее, когда блаженную стали почитать за прозорливицу, стоило ей только появиться на рынках и улицах города, как всякий, знав­ший ее, предлагал ей свои услуги. Купцы открывали свои лотки и прилавки со всевозможными съестными и прочими товарами. Все наперебой упрашивали «Андрея Федоровича» взять что-либо или отведать от предлагаемого товара ибо они замечали, что, если Ксения брала что-нибудь у хозяина, то торговля у угостившего ее купца бывает очень удачной.

Многие люди действительно любили и почитали Блаженную, веря, что всё, к чему она прикасается, освящается. Поэтому многие извозчики наперебой упрашивали её посидеть хотя бы некоторое время в их экипажах в надежде, что после этого день будет для них очень удачным и прибыльным. Особый дар блаженной Ксении состоял в устройстве семей­ного быта христиан. Матери детей были убеждены, что если блаженная приласкает или покачает в люльке больного ребен­ка, тот непременно выздоровеет; Посему они, увидев Ксению, спешили к ней со своими детьми, прося ее благословить или просто погладить их по голове.

Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала Ксения благо­датный дар прозорливости.

Этим своим даром многим она помогала в деле жизненного устройства и душевного спасения. Одним она предсказывала скорую смерть с тем, чтобы они могли по-христиански к ней подготовиться, другим помогала в бедах, способствовала предотвращению несчастий.

Так, известно, что блаженная предсказала страдальческую кончину бывшего Императора Иоанна IV Антоновича, а также смерть Императрицы Елизаветы Петровны.

Юродивая Ксения в подвиге юродства подвизалась 45 лет; можно утверждать, что блаженная отошла ко Господу в самом начале девятнадцатого века; есть мнение, что Ксения престави­лась около 1803 года.

Погребена была святая угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время она помогала строить церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой Смоленская. Отпевание добровольной страдалицы совершалось в церкви апостола Матфея.

В 1902 году над могилой блаженной Ксении была построена новая часовни с мраморным иконостасом и надгробием.

Могила блаженной Ксении находится посреди часовни; ча­совня была украшена прекрасной иконой Распятия Спасителя на Кресте, а по стенам установлены иконы, пожертвованные разными лицами по тому или иному случаю.

Часовня была всегда открыта для совершения панихид; по свидетельству священников, нигде не служилось столько пани­хид, сколько на могиле блаженной Ксении. Многие, кому Блаженная Ксения помогала при жизни, приходили туда помолиться о её упокоении, поддерживая тем самым духовное общение с ней даже после её смерти.

Над входом в часовню с наружной стороны была сделана надпись: «Раба Божия Ксения. На первоначальной же могиль­ной плите было начертано; «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. На сем месте погребено тело рабы _Божией, Ксении Гри­горьевны, жены придворного певчего Андрея Федоровича, в ранге полковника, осталась после мужа 26-ти лет, странство­вала 45 лет; всего жития ее было 71 год; называлась «Андрей Федорович». Кто меня знал, да помянет душу мою, для спасе­ния своей души. Аминь».

В настоящее, время часовня отреставрирована и вновь откры­та для посещения и молитвы.

Днем памяти Св. бл. Ксении является 24 января (6 февраля). Этот престольный праздник храма в честь Св. бл. Ксении Петербургской Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. В 1990 г.  по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в подклете Троицкого храма была освящена церковь в честь блаженной Ксении Петербургской.  Своды храма расписаны руками сестер, а в 1999 г. установлен уникальный керамический иконостас, выполненный в монастырской керамической мастерской. Интерьер храма также гармонично дополняют паникадило и настенные светильники из керамики. В 1998 г. сестры построили новую каменную часовню во имя Св. бл. Ксении Петербургской и Св. бл. Матроны. Над входом в часовню находится мозаичная икона бл. Ксении, сделанная руками сестер. Сестры и прихожане любят бл. Ксению, и часто приходят сюда в надежде на молитвенную помощь во всех своих бедах и начинаниях.

© novogolutvin.ru
Публикации о монастыре
Публикации о монастыре
Лавка
Лавка
Новости
Новости
Слово паломнику
Слово паломнику
Богослужение
Богослужение
Дети
Дети
Карта сайта

Главная

Почта

Поиск
Слово о монашестве
Слово о монашестве