К
числу лиц, действительно юродивых Христа ради, прошедших весь путь нравственного
самосовершенствования и всецело посвятивших себя Богу, бесспорно, принадлежит
также столь известная всем и глубоко чтимая подвижница 18 века Ксения
Григорьевна Петрова, почивающая ныне на Смоленском кладбище в Петербурге.
Блаженная Ксения родилась между 1719 н 1730 годами,
свой спасительный подвиг она несла в Петербурге. К
сожалению, не сохранилось сведений о том, кто она была по происхождению, кем
были её родители, где она получала образование и воспитание. Мужем
Ксении был певчий придворного хора Андрей Федорович
Петров, служивший в звании полковника. О детство и
юности блаженной ничего не известно, память народная сохранила
лишь то, что связано с началом подвига юродства Ксении
— внезапная смерть мужа, умершего без христианского приготовления.
Потрясенная
этим страшным событием, 26-летняя вдова решила
начать труднейший христианский подвиг— казаться безумною,
дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у
человека — разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга
Андрея. Смерть горячо любимого мужа показала Ксении, сколь непрочно и суетно
земное счастье, служащее лишь помехой для достижения истинного счастья на небе,
с Богом. Посему, дабы спасти своего мужа,
Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания
н богатства, раздав свое имущество бедным, и более того, от себя самой, она
оставила свое имя
н, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой жизненный
путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительного
подвига любви к ближнему.
Своего
желания казаться безумною Ксения достигла в день похорон
мужа; когда Андрея Федоровича повезли на кладбище,
блаженная одела на себя его одежду: камзол, кафтан. штаны н картуз и в
таком костюме пошла провожать гроб супруга. Родственники
мужа и знакомые Ксении весьма сожалели о ней. они
думали, что смерть Андрея Федоровича внезапным горем помрачила
сознание молодой овдовевшей жены. Ксения же. как
потерявшая рассудок, утешала их, говоря: «Андрей Федорович
не умер, — но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла. «Не зовите меня
больше Ксения, но зовите меня
Андреем Федоровичем». С такими словами Ксении стала скитаться
по улицам Петербурга, сообщая всем, знавшим её, что
«Ксеньюшка моя скончалась, и мирно почивает на кладбище,
аз же грешный весь тут».
После
смерти мужа овдовевшей Ксении отошло имущество Андрея
Федоровича — дом, который он имел в приходе церкви апостола
Матфея на Петербургской стороне. Часть этого дома снимала
одна благочестивая христианка Параскева Антонова, хорошо
знавшая Ксению и давно бывшая с нею в дружбе. Утешая
после похорон «помрачившуюся умом» вдову, Параскева
спросила, причитая: «Как же ты будешь жить теперь, матушка?»
На это, начавшая свой подвиг юродства Ксения ответила: «Да что, ведь я похоронила свою Ксеньюшку,
и мне теперь больше ничего не
нужно. Дом я подарю тебе, только ты бедных даром жить пускай; вещи сегодня же раздам
все, а деньги в церковь снесу,
пусть молятся об упокоении души рабы Божией Ксении».
Тогда
Параскева Антонова стала упрашивать Ксению не делать
этою, ибо ей самой нужно будет на что-то жить и кормиться,
но Ксения твердо отвечала: «Господь питает птиц небесных, а
я не хуже птицы. Пусть воля Его будет».
Услышав
о таком решении, Параскева из жалости о «повредившейся
умом» вдове» обратилась к родственникам ее мужа Андрея
Петрова с просьбой поспособствовать ей предотвратить Ксению от такого
неразумного поступка. Родные мужа подали прошение начальству умершего Андрея
Федоровича, прося не позволять
Ксении в безумстве раздавать свое имущество. По причине
этого Ксения была вызвана на соответствующее обследование,
которое заключило, что она совершенно здорова и утвердило
за ней право распоряжаться своим имуществом как ей угодно.
После
этого блаженная Ксения, вольная во всех своих действиях,
раздала все принадлежавшее ей имение и в одном только
мужнином костюме вышла на улицу на свое подвижническое странствие.
Теперь какого-либо определенного местожительства Ксения
не имела. Она в своем странном одеянии целыми днями бродила
по Петербургской стороне по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея.
Встречающимся знакомым и
обращающимся к ней по имени она с досадой говорила: «Ну какое вам дело до покойницы Ксении, она
вам ничего худого не сделала».
После
того, как мужнин камзол и кафтан Ксении истлели, она
стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых ногах, распухших от
мороза, носила рваные башмаки. Многие христиане предлагали Ксении теплую одежду, обувь. милостыню. Блаженная же
ничего не соглашалась взять, но неизменно одевалась либо в красную
кофточку и зеленую юбку, либо
в зеленую кофту и красную юбку.
Бродя
целыми днями по грязным немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к
своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась
странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным не
только для жителей Петербургской стороны, но и для местной полиции. Впоследствии
за ней стали следить, и оказалось, что Ксения, не взирая на время года и погоду,
уходила в поле, где молилась до утра, делая земные поклоны поочередно на все
четыре стороны света.
В
другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском
кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, некто натаскивал на
верх постройки много кирпичей. В результате расследования выяснилось, что этим
неутомимым даровым работником была не кто иная, как блаженная
Ксения.
Окружающие
блаженную Ксению стали обращать внимание, что
в ее словах и поступках часто кроется какой-то глубокий смысл.
Замечали, что если Ксения просила у кого чего-либо, то это
было знаком грядущей невзгоды и беды для того, у кого спрошено,
если же Ксения подавала кому-либо что-то, то получателя в скором времени
посещала внезапная радость. Позднее, когда
блаженную стали почитать за прозорливицу, стоило ей только появиться на рынках и
улицах города, как всякий, знавший
ее, предлагал ей свои услуги. Купцы открывали свои лотки и
прилавки со всевозможными съестными и прочими товарами. Все
наперебой упрашивали «Андрея Федоровича» взять что-либо
или отведать от предлагаемого товара ибо они замечали, что,
если Ксения брала что-нибудь у хозяина, то торговля у угостившего ее купца
бывает очень удачной.
Многие
люди действительно любили и почитали Блаженную, веря, что всё, к чему она
прикасается, освящается. Поэтому многие извозчики наперебой упрашивали её
посидеть хотя бы некоторое время в их экипажах в надежде, что после этого день
будет для них очень удачным и прибыльным. Особый дар блаженной Ксении состоял в
устройстве семейного
быта христиан. Матери детей были убеждены, что если блаженная приласкает или покачает в люльке
больного ребенка, тот непременно выздоровеет; Посему они, увидев
Ксению, спешили к ней со своими детьми,
прося ее благословить или просто
погладить их по голове.
Своим
великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты,
любви к ближним и молитвою стяжала Ксения благодатный дар прозорливости.
Этим
своим даром многим она помогала в деле жизненного устройства
и душевного спасения. Одним она предсказывала скорую смерть с тем, чтобы они
могли по-христиански к ней подготовиться, другим помогала в бедах,
способствовала предотвращению несчастий.
Так,
известно, что блаженная предсказала страдальческую кончину бывшего Императора
Иоанна IV
Антоновича, а также смерть Императрицы Елизаветы Петровны.
Юродивая
Ксения в подвиге юродства подвизалась 45 лет; можно
утверждать, что блаженная отошла ко Господу в самом начале
девятнадцатого века; есть мнение, что Ксения преставилась
около 1803 года.
Погребена
была святая угодница Божия на Смоленском кладбище
Петербурга, где в свое время она помогала строить церковь в честь иконы Божией
Матери, именуемой Смоленская. Отпевание
добровольной страдалицы совершалось в церкви апостола Матфея.
В
1902 году над могилой блаженной Ксении была построена новая
часовни с мраморным иконостасом и надгробием.
Могила
блаженной Ксении находится посреди часовни; часовня
была украшена прекрасной иконой Распятия Спасителя на
Кресте, а по стенам установлены иконы, пожертвованные разными
лицами по тому или иному случаю.
Часовня
была всегда открыта для совершения панихид; по свидетельству
священников, нигде не служилось столько панихид,
сколько на могиле блаженной Ксении. Многие, кому Блаженная Ксения помогала при
жизни, приходили туда помолиться о её упокоении, поддерживая тем самым духовное
общение с ней даже после её смерти.
Над
входом в часовню с наружной стороны была сделана надпись:
«Раба Божия Ксения. На первоначальной же могильной
плите было начертано; «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
На сем месте погребено тело рабы _Божией, Ксении Григорьевны,
жены придворного певчего Андрея Федоровича, в ранге полковника, осталась после
мужа 26-ти лет, странствовала
45 лет; всего жития ее было 71 год; называлась «Андрей Федорович».
Кто меня знал, да помянет душу мою, для спасения
своей души. Аминь».
В
настоящее, время часовня отреставрирована и вновь открыта для посещения и
молитвы.
Днем
памяти Св. бл. Ксении является 24 января (6 февраля). Этот престольный праздник
храма в честь Св. бл. Ксении Петербургской Свято-Троицкого Ново-Голутвина
монастыря. В 1990 г. по
благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в подклете
Троицкого храма была освящена церковь в честь блаженной Ксении
Петербургской. Своды храма
расписаны руками сестер, а в 1999 г. установлен уникальный керамический
иконостас, выполненный в монастырской керамической мастерской. Интерьер храма
также гармонично дополняют паникадило и настенные светильники из керамики. В
1998 г. сестры построили новую каменную часовню во имя Св. бл. Ксении
Петербургской и Св. бл. Матроны.
Над
входом
в
часовню
находится
мозаичная
икона
бл.
Ксении,
сделанная руками сестер. Сестры и прихожане любят бл. Ксению, и часто приходят
сюда в надежде на молитвенную помощь во всех своих бедах и
начинаниях.