Православна ли
гомеопатия?
Этот странный на первый взгляд вопрос всерьез занимает сознание
многих верующих. В последнее время в некоторых околоцерковных изданиях
стали появляться реплики о несовместимости гомеопатии и христианства, об «
оккультном» характере гомеопатии и недопустимости для православного христианина
обращаться за помощью к представителям данного направления медицины и т. д. К
сожалению, подобные «анафематизмы» имеют шанс быть услышанными, так как находят
поддержку и со стороны отдельных священнослужителей, чей авторитет в некоторых
православно-медицинских кругах достаточно высок. В данной статье нам не хотелось
бы доказывать ни «православность» гомеопатии, ни ее « научность», и, прежде
всего, потому, что начавшаяся полемика, увы, не является ни богословской, ни
подлинно научной. В данном случае наш ответ носителям тоталитарной идеологии
может быть только один – подлинно историческая перспектива.
Гомеопатия пришла в Россию не вчера, а
еще при жизни ее основателя Самюэля Ганемана, и неужели Православная Церковь еще
тогда не заметила бы пагубности этого учения. А если и заметила, то почему
побоялась обличить устами своих святителей, преподобных и праведных?
Удивительно, но эти уста сказали совсем обратное.
Итак, век 19, действие первое: гомеопатия и
медицина.
Первое упоминание о гомеопатии на
просторах империи относится приблизительно к 1823 году, а первые врачи-гомеопаты
были, как положено, немцы. Многие из них были «врачами по вызову» для членов
царской семьи и пользовались державным покровительством, что в целом являлось
неплохим началом для развития гомеопатии, однако, как и везде в Европе,
противодействие «старой» медицинской школы оказалось достаточно агрессивным.
Запретить не успели – обрушилась холера (1830 – 1831), обнаружив всю слабость
тогдашней аллопатической медицины, а гомеопатия показала себя как нельзя лучше:
некоторые помещики (в частности, Семен Корсаков) спасли жизни сотен крестьян,
назначив им гомеопатические средства. Сообщения об этом достигли
Санкт-Петербурга, где благодаря поддержке адмирала Николая Мордвинова было
разрешено использовать гомеопатию в частной практике, запретив, однако, ее
применение в официальной медицине.
Это двусмысленное положение оставалось в
силе очень долго, и, несмотря на появление своих российских врачей-гомеопатов,
было ясно, что надежды заинтересовать медицинское сообщество доктриной
гомеопатии оказались тщетными, а «Журнал гомеопатического лечения» даже
требовали закрыть как представляющий опасность для «системы здравоохранения».
Гомеопаты были вынуждены искать новых союзников в российском обществе. Как ни
парадоксально, таким преданным союзником гомеопатии на долгие годы, даже до сего
дня, становится православное духовенство.
Итак, действие второе: гомеопаты и
Церковь.
Самым курьезным, но и показательным
явился опыт православных миссионеров Иркутской епархии, где гомеопатия получила
распространение благодаря архимандриту Иннокентиевского монастыря Вениамину.
Миссионеры
методично изучали принципы гомеопатии и по благословению Преосвященного были
оснащены даже индивидуальными аптечками. Успех был настолько необыкновенным, что
в 1871 году Комитет Православного миссионерского общества признал роль
гомеопатии в обращении малых народов Сибири и Дальнего Востока в христианство,
так как и местные жители, несмотря на успехи буддийских лам в медицине, были
поражены результатом гомеопатического лечения у православных священников.
Трудно сказать, имела ли эта история
продолжение, но другая разворачивалась
уже не на окраинах империи,
а в самой российской глубинке. Там сельские батюшки, упоминание о которых
вызывает в памяти образы колоритных лесковских персонажей, понесли гомеопатию в
массы, сделав ее поистине народной медициной. Эти скромные труженики на ниве
Христовой облегчили страдания тысяч простых людей, а возможно, спасли и сотни
жизней. Во многом распространение гомеопатии было вызвано разочарованием в
системе медицине земской, которая у современного человека ассоциируется с
интеллигентным лицом Антона
Павловича Чехова. На деле же земская медицина оборачивалась к бедным людям
другими частями тела, так как была весьма накладной, а во многих районах России
квалифицированная врачебная помощь была практически вообще недоступна (земства
не имели средств для содержания врачей).
В 1880-е годы священники-гомеопаты стали
активно печататься в гомеопатических периодических изданиях, рассказывая о своих
опытах лечения. Вот характерное сообщение, представленное священником Дмитрием
Матвеевым (подобных сообщений было множество): «11 сентября 1885 г. меня
пригласили к больной женщине для «прощального напутствия». Пациентка оказалась
роженицей, и она действительно могла вот-вот умереть. Несмотря на все усилия и
идиотизм местных старух, в течение двух дней желанные результаты (роды) не
последовали. Ситуация стала критической. Благодаря недавней практике
гомеопатического лечения я вызвался помочь. Отсутствие родовых потуг и общая
слабость женщины указывали на Секале корнутум. Я назначил частые прием этого
средства». После приема препарата, предписанного священником, роды начались и
закончились наутро рождением ребенка. Лично у автора образ этого батюшки
вызывает искреннее восхищение, а ведь он был не одинок.
В
80-годы Священным Синодом была даже предложена программа преподавания основ
медицины в духовных семинариях, включая изучение гомеопатического метода. В 1890
г. ведущее православное периодическое издание «Церковные ведомости» (напомним,
обязательное к подписке в каждой волости) по разрешению Победоносцева выпустило
на правах брошюры специальное приложение «Некоторые краткие сведения
относительно гомеопатии», что произвело эффект разорвавшейся бомбы. После
публикации резко возросло число священников-гомеопатов. В конце столетия многие
священники и епископы были активными деятелями гомеопатических обществ, причем
это участие было профессиональным. Вот некоторые цифры: в 1896 г. из трех
гомеопатических аптек Санкт-Петербурга препарат получали одна тысяча сто семьдесят два
священника! Учитывая, что в Росси насчитывалось 16 специализированных аптек, мы
получаем просто шокирующую статистику. Около тысячи священников были также
подписчиками журнала «Врач-гомеопат» и участвовали в сборе средств на памятник
Ганеману.
Одним их
самых больших достижений российских гомеопатов было одобрение праведного Иоанна
Кронштадского, который оказал существенную поддержку методу гомеопатии и словом,
и делом. Позднее некоторые священники, практикующие гомеопатию, писали, что к
изучению метода их подвигли проповеди отца Иоанна, в которых он говорил о
чудесах исцеления больных с помощью гомеопатических лекарств. Не обошел
вниманием гомеопатию и другой великий подвижник и духовный писатель прошлого
столетия святитель Феофан Затворник. В письмах духовным чадам он советовал
обращаться к гомеопатам, ибо те «не
пасуют перед болью». Интересно отметить также, что между гомеопатическими
обществами и корпорацией врачей-аллопатов разница была не только в исповедании
разных подходов к болезни и больному, эта разница касалась также общественных и
религиозных идеалов. В то время как
гомеопатические обществ имели выраженный консервативно-монархический оттенок и
были практически православными по духу (во многом благодаря влиянию
духовенства), официальные медицинские структуры дореволюционной России были
рассадниками не только либеральных, но во многом радикальных и атеистических
идей с выраженной критикой по отношению к государству и
Церкви.
Каким бы поверхностным ни был наш
исторический экскурс, его вполне достаточно, чтобы понять одно: гомеопатию и
Русскую Православную Церковь связывает давнее благодатное соработничество на
ниве исцеления душ и телес. Православные пастыри минувшей эпохи воспринимали
гомеопатию как подлинно христианскую медицину, позволяющую видеть и врачевать в
человеке не отдельные болезни, а целую личность в совокупности духовного,
душевного и телесного страдания. Отрадно, что многие почитаемые в народе
духовники и старцы дня сегодняшнего (в частности, митрополит Антоний Сурожский,
о. Иоанн Крестьянкин, о. Николай Гурьянов, о. Кирилл Павлов) понимают это,
благословляя врачей и болящих прибегать к помощи гомеопатического метода. Очень
интересные перспективы открываются в соотнесении основных принципов гомеопатии с
христианской антропологией и даже сотериологией. Системная психофизиология с ее
представлением об активном нейроне, реализующим свои метаболические потребности
через информационный обмен с микросредой, дает нам возможность по-новому
взглянуть на принцип гомеопатических разведений уже с естественнонаучной точки
зрения. Это, однако, тема для отдельной статьи, в которую войдет доклад,
сделанный автором на Международном гомеопатическом конгрессе, прошедшем 21-22
ян6варя 2001 года в Москве. (Являясь священнослужителем РПЦ и имея высшее
богословское образование, с одной стороны, а также, будучи практикующим
врачом-гомеопатом и специалистом в области физиологии человека – с другой, автор
считает себя вправе поднять проблему гомеопатии и христианства на страницах «
ИГР» и будет весьма признателен за любое участие в ее обсуждении).
Священник Антоний Ильин.
«Православный медицинский листок»
№
2(4), 2001.
Приложение к журналу «Слово» союза православной молодежи.
Украина, 320005, г. Днепропетровск-5, а\я 5471