Текущие послушания
Текущие послушания
Издательское дело
Издательское дело
Монастырское подворье
Монастырское подворье
Клуб любителей животных
Клуб любителей животных
Монашеский хор
Монашеский хор
Православна ли гомеопатия?'Вверх по структуре / UpНазад / BackВерсия для печати / Print version

Православна ли гомеопатия?

Этот странный на первый взгляд  вопрос всерьез занимает сознание многих верующих. В последнее время в некоторых околоцерковных изданиях стали появляться реплики о несовместимости гомеопатии и христианства, об « оккультном» характере гомеопатии и недопустимости для православного христианина обращаться за помощью к представителям данного направления медицины и т. д. К сожалению, подобные «анафематизмы» имеют шанс быть услышанными, так как находят поддержку и со стороны отдельных священнослужителей, чей авторитет в некоторых православно-медицинских кругах достаточно высок. В данной статье нам не хотелось бы доказывать ни «православность» гомеопатии, ни ее « научность», и, прежде всего, потому, что начавшаяся полемика, увы, не является ни богословской, ни подлинно научной. В данном случае наш ответ носителям тоталитарной идеологии может быть только один – подлинно историческая перспектива.

  Гомеопатия пришла в Россию не вчера, а еще при жизни ее основателя Самюэля Ганемана, и неужели Православная Церковь еще тогда не заметила бы пагубности этого учения. А если и заметила, то почему побоялась обличить устами своих святителей, преподобных и праведных? Удивительно, но эти уста сказали совсем обратное.

  Итак, век 19, действие первое: гомеопатия и медицина.

  Первое упоминание о гомеопатии на просторах империи относится приблизительно к 1823 году, а первые врачи-гомеопаты были, как положено, немцы. Многие из них были «врачами по вызову» для членов царской семьи и пользовались державным покровительством, что в целом являлось неплохим началом для развития гомеопатии, однако, как и везде в Европе, противодействие «старой» медицинской школы оказалось достаточно агрессивным. Запретить не успели – обрушилась холера (1830 – 1831), обнаружив всю слабость тогдашней аллопатической медицины, а гомеопатия показала себя как нельзя лучше: некоторые помещики (в частности, Семен Корсаков) спасли жизни сотен крестьян, назначив им гомеопатические средства. Сообщения об этом достигли Санкт-Петербурга, где благодаря поддержке адмирала Николая Мордвинова было разрешено использовать гомеопатию в частной практике, запретив, однако, ее применение в официальной медицине.

  Это двусмысленное положение оставалось в силе очень долго, и, несмотря на появление своих российских врачей-гомеопатов, было ясно, что надежды заинтересовать медицинское сообщество доктриной гомеопатии оказались тщетными, а «Журнал гомеопатического лечения» даже требовали закрыть как представляющий опасность для «системы здравоохранения». Гомеопаты были вынуждены искать новых союзников  в российском обществе. Как ни парадоксально, таким преданным союзником гомеопатии на долгие годы, даже до сего дня, становится православное духовенство.

  Итак, действие второе: гомеопаты и Церковь.

  Самым курьезным, но и показательным явился опыт православных миссионеров Иркутской епархии, где гомеопатия получила распространение благодаря архимандриту Иннокентиевского монастыря Вениамину.

Миссионеры методично изучали принципы гомеопатии и по благословению Преосвященного были оснащены даже индивидуальными аптечками. Успех был настолько необыкновенным, что в 1871 году Комитет Православного миссионерского общества признал роль гомеопатии в обращении малых народов Сибири и Дальнего Востока в христианство, так как и местные жители, несмотря на успехи буддийских лам в медицине, были поражены результатом гомеопатического лечения у православных священников.

  Трудно сказать, имела ли эта история продолжение, но другая разворачивалась  уже не  на окраинах империи, а в самой российской глубинке. Там сельские батюшки, упоминание о которых вызывает в памяти образы колоритных лесковских персонажей, понесли гомеопатию в массы, сделав ее поистине народной медициной. Эти скромные труженики на ниве Христовой облегчили страдания тысяч простых людей, а возможно, спасли и сотни жизней. Во многом распространение гомеопатии было вызвано разочарованием в системе медицине земской, которая у современного человека ассоциируется с интеллигентным  лицом Антона Павловича Чехова. На деле же земская медицина оборачивалась к бедным людям другими частями тела, так как была весьма накладной, а во многих районах России квалифицированная врачебная помощь была практически вообще недоступна (земства не имели средств для содержания врачей).

  В 1880-е годы священники-гомеопаты стали активно печататься в гомеопатических периодических изданиях, рассказывая о своих опытах лечения. Вот характерное сообщение, представленное священником Дмитрием Матвеевым (подобных сообщений было множество): «11 сентября 1885 г. меня пригласили к больной женщине для «прощального напутствия». Пациентка оказалась роженицей, и она действительно могла вот-вот умереть. Несмотря на все усилия и идиотизм местных старух, в течение двух дней желанные результаты (роды) не последовали. Ситуация стала критической. Благодаря недавней практике гомеопатического лечения я вызвался помочь. Отсутствие родовых потуг и общая слабость женщины указывали на Секале корнутум. Я назначил частые прием этого средства». После приема препарата, предписанного священником, роды начались и закончились наутро рождением ребенка. Лично у автора образ этого батюшки вызывает искреннее восхищение, а ведь он был не одинок.

   В 80-годы Священным Синодом была даже предложена программа преподавания основ медицины в духовных семинариях, включая изучение гомеопатического метода. В 1890 г. ведущее православное периодическое издание «Церковные ведомости» (напомним, обязательное к подписке в каждой волости) по разрешению Победоносцева выпустило на правах брошюры специальное приложение «Некоторые краткие сведения относительно гомеопатии», что произвело эффект разорвавшейся бомбы. После публикации резко возросло число священников-гомеопатов. В конце столетия многие священники и епископы были активными деятелями гомеопатических обществ, причем это участие было профессиональным. Вот некоторые цифры: в 1896 г. из трех гомеопатических аптек Санкт-Петербурга препарат  получали одна тысяча сто семьдесят два священника! Учитывая, что в Росси насчитывалось 16 специализированных аптек, мы получаем просто шокирующую статистику. Около тысячи священников были также подписчиками журнала «Врач-гомеопат» и участвовали в сборе средств на памятник Ганеману.

  Одним их самых больших достижений российских гомеопатов было одобрение праведного Иоанна Кронштадского, который оказал существенную поддержку методу гомеопатии и словом, и делом. Позднее некоторые священники, практикующие гомеопатию, писали, что к изучению метода их подвигли проповеди отца Иоанна, в которых он говорил о чудесах исцеления больных с помощью гомеопатических лекарств. Не обошел вниманием гомеопатию и другой великий подвижник и духовный писатель прошлого столетия святитель Феофан Затворник. В письмах духовным чадам он советовал обращаться  к гомеопатам, ибо те «не пасуют перед болью». Интересно отметить также, что между гомеопатическими обществами и корпорацией врачей-аллопатов разница была не только в исповедании разных подходов к болезни и больному, эта разница касалась также общественных и религиозных идеалов.  В то время как гомеопатические обществ имели выраженный консервативно-монархический оттенок и были практически православными по духу (во многом благодаря влиянию духовенства), официальные медицинские структуры дореволюционной России были рассадниками не только либеральных, но во многом радикальных и атеистических идей с выраженной критикой по отношению к государству и Церкви.

  Каким бы поверхностным ни был наш исторический экскурс, его вполне достаточно, чтобы понять одно: гомеопатию и Русскую Православную Церковь связывает давнее благодатное соработничество на ниве исцеления душ и телес. Православные пастыри минувшей эпохи воспринимали гомеопатию как подлинно христианскую медицину, позволяющую видеть и врачевать в человеке не отдельные болезни, а целую личность в совокупности духовного, душевного и телесного страдания. Отрадно, что многие почитаемые в народе духовники и старцы дня сегодняшнего (в частности, митрополит Антоний Сурожский, о. Иоанн Крестьянкин, о. Николай Гурьянов, о. Кирилл Павлов) понимают это, благословляя врачей и болящих прибегать к помощи гомеопатического метода. Очень интересные перспективы открываются в соотнесении основных принципов гомеопатии с христианской антропологией и даже сотериологией. Системная психофизиология с ее представлением об активном нейроне, реализующим свои метаболические потребности через информационный обмен с микросредой, дает нам возможность по-новому взглянуть на принцип гомеопатических разведений уже с естественнонаучной точки зрения. Это, однако, тема для отдельной статьи, в которую войдет доклад, сделанный автором на Международном гомеопатическом конгрессе, прошедшем 21-22 ян6варя 2001 года в Москве. (Являясь священнослужителем РПЦ и имея высшее богословское образование, с одной стороны, а также, будучи практикующим врачом-гомеопатом и специалистом в области физиологии человека – с другой, автор считает себя вправе поднять проблему гомеопатии и христианства на страницах « ИГР» и будет весьма признателен за любое участие в ее обсуждении).

Священник Антоний Ильин.

«Православный медицинский листок»

№ 2(4), 2001.

Приложение к журналу «Слово» союза православной молодежи.

Украина, 320005, г. Днепропетровск-5, а\я 5471

 

 

© novogolutvin.ru
Общество садоводов
Общество садоводов
Медицинский центр
Медицинский центр
Иконописная мастерская
Иконописная мастерская
Воскресная школа
Воскресная школа
Вышивальная мастерская
Вышивальная мастерская
Керамическая мастерская
Керамическая мастерская
Карта сайта

Главная

Почта

Поиск
Реставрационная мастерская
Реставрационная мастерская