Успение Пресвятыя Богородицы.
(текст св. Дмитрия Ростовского читает игумения Ксения)
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ
БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
О служении
Пресвятой Богородицы.
После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на
попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его
родителей близ горы Елеонской.
Для апостолов и всех верующих Она была утешением и
назиданием.
Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных
событиях:
- Благовещения,
- бессеменного зачатия и
- нетленного от Нее рождения Христа,
- Его младенчества и всей земной жизни.
Подобно апостолам, Она утверждала Христианскую Церковь
Своим присутствием, словом и молитвами.
Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было
чрезвычайно.
После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы, они
пребывали в Иерусалиме, около 10 лет служа спасению иудеев и желая чаще видеть и
слышать от Нее Божественные слова.
Многие из новопросвещенных верою приходили даже из
дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и
слышать Пречистую Богородицу.
Путешествия в
Ефес, Кипр и на Афон.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь
Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном
Богословом в 43-м году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал
жребий апостолу Иоанну Богослову.
Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневого,
там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой
Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: «Это место будем Мне в
жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о
нем Ходатаица».
Свидетельства
современников о Пресвятой Богородице.
Благоговение древних христиан к Матери Божией было так
велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и
деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.
По преданию, основанному на словах священномучеников
Дионисия Ареопагита (+3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца (+20 декабря 107 г.),
святитель Амвросий Медиоланский в творении «О девственницах» писал о Матери
Божией:
«Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна
сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница
чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правило Ее было – никого не
оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать
хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель.
Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей,
когда была в несогласии с родными?
Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась
над слабым, уклонилась от неимущего?
У Нее не было ничего сурового в очах, ничего
неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения
скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением
души, олицетворением чистоты.
Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только
по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала,
повторяя во сне читанное или размышляя о приведении в исполнение предположенных
намерений, или предначертывая новые.
Из дома выходила только в церковь, и то в
сопутствии родных. Впрочем, на хотя
и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя
была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».
По преданию, сохраненному церковным историком Никифором
Каллистом (XVI в.), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные
говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками
как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый,
уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но
несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими
сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась;
совершенно безыскусственная, простая,
Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности,
отличалась полным смирением.
Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась
их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной
покров.
Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась
особая благодать».
(Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя
Епифания Кипрского, +12 мая 403 г.; Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста
Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868,
сентябрь, с.363).
Обстоятельства Успения Божией Матери.
Они известны в Православной Церкви от времен
апостольских.
В I веке о Успении Ее писал священномученик Диоисий
Ареопагит.
Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы
Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, предание об Успении Матери
Божией, указывает святитель Епифаний Кипрский.
В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский,
говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании
нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем о них из
древнейшего и вернейшего предания». Это предание с подробностью собрано и
изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.
1)
Возвращение в Иерусалим.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева
Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась
по земле и многих завистливых и гордых вооружила против. Враги покушались на Ее
жизнь, но Бог хранил Пресвятую Деву.
2) Окружающая
враждебность.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая
Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и
преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей
святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя.
Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.
3) Явление
Архангела и возвращение в Вифлеем.
В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал
Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь
небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С
Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими
девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой).
4) Прибытие
Апостолов.
Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и
учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении.
Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к
ней апостола Иоанна.
И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем
местом, где возлежала Матерь Божия.
После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн
услышал голос с Неба, заключавший Ее молитву словом «аминь».
Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое
прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить
нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы
послужить Матери Божией.
Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении
взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место?
Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя
их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.
Войдя к Матери Божией, они увидели ее благолепно сидящей
на ложе, исполненную духовного веселия.
5) Беседа
Пресвятой Богородицы о Ее кончине.
Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их
чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева прославляла Бога, что Он
услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей
Ее кончине.
Во время этой беседы также чудесным образом предстал и
апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем,
Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов.
Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились
благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери
Господней.
Каждого из них Она призывала к Себе по имени,
благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия,
каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благосостоянии
всего мира.
Успение
Пресвятой Богородицы.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение
Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали
благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица.
Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия
Своего вожделенного Сына и Господа.
1) Явление
Царя Славы – Иисуса Христа.
Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы,
перед Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись.
Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и
сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и
других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда
предвозвещавших о Пресвятой Деве.
2) Песнь
Богородицы.
Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух
Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея,» -- и, поднявшись
с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему.
3) Переход в
вечные обители.
Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого
телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки
Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая
чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы
взывали:
«Радуйся,
Благодатная, Господь с Тобою, благословенна ты в женах! Се Царица,
Богоотроковица, прииде, возьмите врата и Сию премирно подымите, Присносущнаго
Матерь света; Тоя бо ради всеродно человеком спасение бысть. На Нюже взирати не
можем, и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на
«Господи, воззвах»).
Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой
Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо
Богоматери сияло славой Божественной девства, а от тела разливалось
благоухание.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как
воспевает святая Церковь: «Бог вселенной
показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время
рождения Он сохранил свое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое»
(канон 1, песнь 6, тропарь 1).
4) Прощание
Апостолов.
Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело,
апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости.
Для большего прославления Пресвятой Богородицы
всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию прикасавшихся к
священному одру.
5)
Погребение.
Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы
приступили к погребению Ее пречистого тела.
Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12
апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело
Приснодевы.
Святой
Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и
множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные
песни.
Это торжественное шествие началось от Сиона через весь
Иерусалим в Гефсиманию.
6) Шествие
Ангелов.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и
всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг,
наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось
пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам.
Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по
воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения.
7) Безумие
озлобленных неверием.
Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным
величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери
Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко
всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали
сопровождавших и самое тело Матери Божией сожгли.
Возбужденный народ и воины с яростью устремились на
христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к
земле и как бы стеною оградил его.
Преследователи слышали шаги и пение, но никого из
провожавших не видали.
Многие из них были поражены слепотой.
Иудейский священник Афония из зависти и ненависти к
Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой
Девы, но Ангел Божий невидимо отсек ему руки, которые прикоснулись к гробу.
Видя такое чудо, Афония раскаялся и с верою исповедал
величие Матери Божией.
Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших
тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.
Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и
рыданием началось последнее целование пречистого тела.
Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб
и закрыть вход в пещеру большим камнем.
Три дня они не отходили от места погребения, совершая
непрестанные молитвы и псалмопения.
8) Прибытие
апостола Фомы.
По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено
было присутствовать при погребении Матери Господней.
Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами
повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не
удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с
Ней.
Апостолы в
сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение –
поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем
одни только Ее погребальные пелены
и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на
Небо.
9) Явление
Пресвятой Богородицы апостолам.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме
для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и
сказала:
«Радуйтесь!
Я с вами – во все дни».
Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что
они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть
Господа») и воскликнули:
«Пресвятая Богородица, помогай нам».
(Этим было положено началу чину возношения панагии –
обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в
монастырях).
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с
благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее
многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее,
взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не
оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено
преславным вознесением на Небеса.
О
праздновании Успения Пресвятой Богородицы.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой
торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ея погребения. Нигде сердце
так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует,
убеждаясь в Ее предстательстве за мир.
Святой град Иерусалим отделяется от Елеонской
(Масличной) горы долиной Кедрона, или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад,
масличные деревья которого плодоносят и сейчас.
Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем
через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна,
оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В
Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе – в
долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов
семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду,
Спаситель часто молился со Своими учениками.
Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном
кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией
и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми
было повито пречистое и благоухающее тело.
Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458)
утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о
чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии
(+453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из
Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.
О храме
Пресвятой Богородицы в Гефсимании.
Сохранились свидетельства, что в конце XII века под подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы
существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма
Воскресения Господня. Следов этой
церкви сейчас не видно. В IX возле подземного Гефсиманского храма была выстроена
обитель, в которой подвизались более 30 монахов.
Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от
гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и
поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В XI-XII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на
котором Спаситель молился ночь Его
предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской
базилике.
Но, несмотря на разрушения и изменения, общий
первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам
железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо
спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне
находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а
напротив, на левой стороне – часовня праведного Иосифа Обручника с его
гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый –
Армяно-Григорианской (с 1814 года).
Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в
длину 48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь
храм украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут
два маленьких входа: входят западными дверями, а выходят северными. Усыпальница
Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией
высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом
Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно
совершается Божественная литургия на греческом языке.
Масличные деревья на восточной и северной сторонах храма
в VII-VIII веках приобрели православные у турок. Католики
приобрели масличные деревья на восточной и южной сторонах в 1803 году, а
армяно-григориане – на западной стороне в 1821 году.
Чин
погребения Матери Божией в Гефсимании.
12 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель
Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По окончании литургии в
облачении совершает краткий молебен перед святой плащаницей, возлагает ее на
руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая
гробница Матери Божией. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с
начальником миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы, называемом
«литанией».
Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по
обычаю утром 14 августа. Множество народа во главе с архиереями и клириками
отправляются от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в
печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в
Гефсиманию.
В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой
Богородицы. По дороге икону встречают богомольцы, лобызают лик Пречистой и
подносят к иконе детей разных возрастов.
За духовенством в два ряда шествуют чернецы – монахи и
монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские.
Шествие, продолжительностью около двух часов,
завершается параклисом в Гефсиманском храме.
Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией,
сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая
драгоценными пленами покоится плащаница Пресвятой
Богородицы.
«О, дивное чудо!
Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает…» --
здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом
и печаль растворяется радостью: «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь,
подаяй мирови Тобою велию милость!»
Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения
Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней.
В день отдания праздника (23 августа) снова совершается
шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится
духовенством во главе с настоятелем-архимандритом
Гефсимании.
Праздник
Успения на Руси.
На Руси Праздник Успения Пресвятой Богородицы издревле
стал одним из самых почитаемых.
В «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца
рассказывается о том, что в 866 году русские языческие дружины,
предводительствуемые киевским князьями Аскольдом и Диром, потерпели поражение
под Константинополем.
Это произошло следующим образом. Поначалу русские
корабли потопили множество греческих кораблей, и город был осажден. Император
вместе с Патриархом Константинопольским Фотием всю ночь молились во Влахернском
храме. Затем с песнопениями вынесли погребальную ризу Богоматери и омочили ее в
море после чего внезапно поднялась буря и разметала корабли.
Для первых русских христиан это событие знаменовало
победу христианства над язычеством и потому стало одной из причин особого
почитания ризы Богоматери и Ее Успения на Руси.
Изначально праздник Успения оказался связанным с
почитанием Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.
Созидание
храмов в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Этому празднику посвящались многочисленные храмы. В
Киево-Печерском патерике есть сказание об основании преподобными Антонием и
Феодосием Успенского храма в созданной ими
обители, что сопровождалось чудесами (место для храма, а также его
размеры были указан свыше).
В последующие времена киевские монахи, основатели
монастырей, по примеру Киево-Печерской Лавры, посвящали их главные храмы
Успению.
Успению Пресвятой Богородицы посвятил святой великий
князь Владимир деревянный храм во Владимире (992 год), на его месте в
XII веке был построен Успенский собор святым князем Андреем Боголюбским.
Успению были посвящены соборы XII века в Смоленске и Суздале.
Успенским
стал главный собор Московского Кремля, основанный в 1326 году при великом князе
Иоанне Калите святым Митрополитом Петром как залог процветания Московского
княжества.
Успению посвящены также собор Почаевской Лавры,
заложенный в 1237 году киевскими
иноками, спасавшимися от татар, освященный чудесным явлением Богоматери в 1240
году.
Кафедральный Успенский собор в Ростове Великом также
построен, по преданию, святым князем Владимиром. Переяславльский храм, соборы
Троице-Сергиевой Лавры, Псково-Печерского монастыря и множество других больших и
малых храмов Русской земли посвящены этому празднику.
Чудотворные
иконы
Успения.
На Руси издревле чтутся чудотворные иконы Успения, среди
которых следует назвать Киево-Печерскую (врученную, по преданию, греческим
строителям Успенского собора самой Царицей Небесной); две иконы Московского
Успенского собора (одна из которых написана на гробовой доске святителя Алексия,
Митрополита Московского, написание же другой приписывают святому Митрополиту
Петру); Псково-Печерскую ( с
которой связано спасении от поляков Пскова и Печерского монастыря в 1581 году) и
другие.