О Пресвятой Троице.
(текст св. Дмитрия Ростовского читает игумения Ксения)
Слово о Пятидесятнице
(Сошествие Святаго
Духа)
1) Историческое обоснование события.
а) Предсказание о нем Иисуса
Христа.
- Пред Своими страданиями и смертию, Господь
Иисус Христос, Сам обещал апостолам, скорбевшим об Его отшествии, послать вместо
Себя Иного Утешителя, Духа Истины, Который наставить их на всякую истину.
- По воскресении Своем, Господь,
предъизображая окончательное излияние Святаго Духа, дуну на учеников Своих и глагола им: примите Дух Свят).
- Пред вознесением на небо, Спаситель снова
предвозвестил апостолам, что они не по
мнозех днех имеют креститься Духом Святым.
б)
Ожидания апостолов.
- По вознесении Господа, ученики его и
апостолы, возвратясь с горы Елеонской в Иерусалим, вошли, -- как говорит
предание, -- в тот самый дом в Сионе, где совершена была Тайная Вечеря Христова.
Пребывая там в единодушии и молитвах с Материю Божиею, они ожидали сошествия на
них, по обещанию Господа, Святаго Духа и готовились к принятию благодатных даров
Его.
в)
Сошествие Святаго Духа.
В десятый день по вознесении Господа,
прилучившийся в день иудейской Пятидесятницы, в то время, когда по улицам города
народ стремился во храм с веселием торжествовать свой ветхозаветный праздник – в
третий час дня), внезапно произошел в воздухе необычный шум, какой бывает во
время бури) от сильнаго порыва ветра. Шум происходил с неба – с верхних частей
воздуха, но вскоре проник и наполнил чистейшим веянием весь дом, в котором
находились верующие. В то же мгновение в воздухе явились разделяющиеся языки,
как-бы огненные, и почили на Богоматери и на каждом из учеников.
«Бурное дыхание было - предвестием,
а явление огнецветных языков – видимым
знамением пришествия Святаго Духа.
Будучи Дух чистейший, безтелесный, Он избрал
чувственное знамение сие, чтобы тем ощутительнее явить свое присутствие».
«Ибо, -- разсуждает святой Григорий Богослов,
-- как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться
видимо» (беседа 44).
г)
Дар говорения на языках.
За первым чудом последовало другое, большее.
Умея до этого времени говорить только на одном природном языке – еврейском и
притом на самом простом наречии его – галилейском, апостолы и прочие верующие
вдруг начали говорить теперь на всех,
тогда известных, языках.
«И
исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им
провещавать»). Апостолы вещали величия Божии, то-есть безпримерные
совершенства Божии, чудные дела Промысла, которые открылись теперь для них во
все полноте и силе.
д)
Всеобщее изумление в Иерусалиме.
Народ еврейский и множество пришельцев из других стран, собравшихся в Иерусалим
на праздник Пятидесятницы), пораженные необычным шумом с неба, пришли в смятение
и массами устремились к Сионскому дому, где шум этот сосредотачивался и куда
видимо направлялся. Как же удивились и ужаснулись все, когда услышали, что
Апостолы начали говорить с ними на всех языках. Подойдя, спрашивали друг друга:
«сии говорящие не все ли Галилеяне? Как
же мы слышим каждый собственное наречие, в котором – родились? Мы – Парфяне и
Мидяне и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии
и Памфилии. Египта и стран Ливийских, прилежащих к Киринеи и пришедшие из Рима
Иудеи и прозелиты) из Критян и Аравитян – слышим их говорящими на наших языках о
великих делах Божиих?»).
Все изумлялись,
-- во
первых, тому, что слышали апостолов славословящих Бога на языках иноземных,
между тем как молитвы обыкновенно совершались на священном языке еврейском;
- во
вторых – тому, что никогда прежде не слыхали о столь высоких и святых
истинах, но всего более изумлялись оттого, что каждый римлянин, грек, африканец,
индиянин – слышал свой природный язык, тогда как каждому было известно, что
говорившие были се галилеяне, люди совсем незнакомые с иностранными языками.
От удивления переходили к ужасу: ибо все
видели необыкновенное, слышали чудесное, а никто не мог изъяснить того, что
видел и слышал. «И изумлялись все и,
недоумевая, говорили друг другу: что это значит?»
е)
Ложное объяснение и слово Апостола Петра.
Но скоро нашлись люди, желавшие объяснить другим то, чего сами
не понимали. Насмехаясь, эти люди говорили: «они напились сладкого
вина!»).
Слыша хулу иудеев, апостол Петр, став вместе
с прочими Апостолами, возвысил голос свой и начал так говорить им:
-- «Мужи иудейские и все живущее в Иерусалиме!
Сие да будет вам известно и внимайте словам моим: они не пьяны как вы думаете
ибо теперь третий час дня), но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в
последние дни, говорит Господь, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут
пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и
старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов будут пророчествовать. И
покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение
дыма. Солнце превратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели наступит день
Господень, великий и славный. И будет, всякий, кто призовет имя Господне,
спасется»).
Таким образом, апостол Петр, отвергнувши
сначала ложный взгляд некоторых на явление дара языков («напились сладкого вина») отвечает затем
на вопрос: что же это значит? Ответ свой на этот вопрос он выражает словами выше
приведенного ветхозаветного пророчества и таким образом одновременно дает и
собственное свидетельство, и подтверждает его словом
Божиим.
Призвав снова ко вниманию мужей израильских,
апостол Петр начинает затем свою проповедь о Христе. Назвав Его мужем всем
известным, засвидетельствованным от Бога силами и чудесами и знамениями,
сотворенными среди народа, апостол припоминает, что Его, по определенному совету
и предведению Божию, они убили, пригвоздив беззаконными руками, -- и
свидетельствует об Его воскресении, вознесении на небо и излиянии Им от Отца
Святаго Духа, произведшаго ныне виденное и слышанное.
Особенно же внимание слушателей апостол
останавливает на событии воскресения. Посему, благовествуя об Его воскресении,
апостол не только дает об этом свое собственное свидетельство, но и доказывает
его словом Божиим, показывая, что воскресение Иисуса Христа необходимо должно
было быть, что хотя он и умер по определению Божию, однако же смерти невозможно
было удержать Его в своих узах. Событие воскресения показывало в воскресшем
Иисусе Назорее не простого смертнаго человека, а Господа и Христа, давно
обетованного Мессию.
Чтобы утвердить веру в необычайное
посланничество Иисуса Христа, апостол Петр сопоставляет с Ним перед иудеями
чтимаго ими пророка Давида и говорит при этом, что Давид и умер и погребен, и
гроб его у нас до сего дня, и он не взошел на небеса, но, будучи пророком, знал,
что, по обетованию Божию, «от чресл его» воздвигнется Христос по плоти, Котораго
душа не останется во аде и плоть Котораго не будет видеть истления, и Который
будет сидеть одесную Бога).
Первая проповедь Евангельскаго благовестия
имела сильное действие на его слушателей. Боговдохновенное слово апостола Петра,
воочию подтверждаемое чудесным событием излияния на учеников Христовых Духа
святаго и основанное на свидетельствах Священнаго Писания, решительно убедило
слушателей в Божественном достоинстве Господа, и они спрашивают апостолов: «что нам делать, мужи
братия?»)
Тогда апостол Петр, обращаясь с словом
увещания к своим слушателям, призывает их всех к покаянию и крещению во имя
Иисуса Христа для прощения грехов и к принятию дара Святаго Духа. «Покайтесь, -- говорит апостол – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса
Христа во оставление грехов, -- и получите дар Святаго Духа»), т.-е.
сподобитесь того же Святаго Духа, чудесныя действия Котораго только что
проявились в апостолах.
В конце своей речи, желая еще и сильнее
расположить к вере во Христа умиленныя сердца Израильтян, апостол Петр
напоминает им об особенных обетованиях Божиих, им данных, о том, что они и дети
их представляют богоизбранный народ), долженствующий предупреждать других на
путях Царствия Божия).
-- «Итак охотно принявшие слово его, --
прибавляет дееписатель, -- крестились, и
присоединилось в тот день душ около трех тысяч»).
Так окончилось событие Сошествия Святаго Духа
на апостолов полным торжеством Святаго Духа над неверовавшими! И исполнились
здесь впервые слова Господа, что Его ученики вследствие и в силу Его отшествия к
Отцу, совершат большия дела, чем какия совершил Он Сам во дни Своего
уничижения).
св. Дмитрий
Ростовский